Речь пред сбором вещественных пожертвований на нужды армии (в Успенском (Белом) соборе города Егорьевска перед святками) - Свято-Троицкий Мариинский женский монастырь г. Егорьевск

Речь пред сбором вещественных пожертвований на нужды армии (в Успенском (Белом) соборе города Егорьевска перед святками)

Сбор военного обоза на Никитской площади у стен Свято-Троицкого Мариинского женского монастыря

Любезные сограждане и прихожане!

Вот уже пять месяцев, как наша доблестная армия мужественно борется с огромными полчищами Германии и Австро-Венгрии, а ныне ещё и Турции.

Взоры всей России устремлены туда, где льется кровь наших доблестных воинов, грудью своею защищающих честь и достоинство отечества нашего. — Сердца русских людей преисполнены пламенным желанием облегчить защитникам родной земли тяготы и лишения, неизбежныя в войне. Всем хочется чем-нибудь усладить суровую жизнь на поле брани, — хочется обогреть наших воинов, зябнущих в сырых, холодных окопах. — Эти благородныя чувства русских людей с самаго начала военных действий выразились в устройстве обществами, земствами, городами и даже частными лицами — госпиталей, лазаретов и т. п. Поступают пожертвования на нужды армии деньгами и различными вещами. Но за всем сим, и до ныне нужды остается ещё много. — Наши солдатики за время войны успели достаточно обноситься: кто без белья, кто без обуви, кто без теплой одежды; о каких-либо удобствах в жизни, хотя бы самых элементарных, и говорить нечего, — их нет. А тут… зима со всеми ея ужасами: холод, мороз, сырость, снег, ветер и т. п. Легко ли в худой обуви, без теплой одежды, в сырость и холод проводить дни и недели, не согреваясь и не просушиваясь…? Легко ли, перейдя в мороз и холод по грудь в воде, покрытой льдом, реку, оставаться в том же мокром белье, мокрой одежде и обуви, — оставаться без перемны необогретым до тех пор, пока всё это высохнет на собственном теле?! — Легко ли, говорю, все это?! А все это, как видно из сообщений, было и бывает. Но если всё это было переносно осенью, то теперь зимою подобныя условия существования нетерпимы, недопустимы. Общество должно всё возможное от него сделать, чтобы солдат наш был сыт, сух и согрет. — Правда, сборы пожертвований теплыми вещами здесь уже производились. Вполне уверены, что собранныя здесь нами вещи доставлены по адресу в армию. — Но вот из Первопрестольной нашей вновь последовало обращение: Святейший Синод приглашает духовенство всей Империи принять на себя труд собирания среди своих прихожан мягких и теплых вещей для нашей армии. Приступая к выполнению этой высокой задачи, просим вас, добрые граждане и прихожане, жертвовать кто что может: тёплое быльё, тёплые сапоги, шарфы, чулки, варежки, полотенца, платки, — несите, у кого что есть, — несите сюда — в храм Божий; — всё принимаем, за всё — доброе здоровье и спасение от Бога. Всё собранное будет немедленно запакованно и препровождено вернейшим способом непосредственно в армию. — Зима с своими морозами вступает в свои права. — Помощь требуется немедленная! — Спешите!!

Приближается праздник — Святки. В былыя времена мы это время проводили весело, шумно! Вечера… балы… ёлки… карты… маскарады… костюмы… вино… музыка… танцы… пляска… гостинцы… игрушки… катания… гуляния… и т. п… Ныне, хочется верить, от всего этого воздержимся. Вина, ёлки воспрещены; а от остального сами воздержимся. — Да и кому на ум пойдет веселье!! Что за песни, когда там… на поле брани — наши отцы и братья стонут от полученных ран? Что за музыка, когда там… на поле брани — грохот пушек и треск бомб и шрапнелей, напоминая собою ад, уносят тысячи жизней, разрушают города, уничтожают поля, вызывают стон и плачь беззащитнаго, безпомощнаго населения?! Зачем вино, когда там… на поле брани — наши отцы, дети и братья тонут в собственной крови? Зачем излишества и лакомства, когда воины наши, защищая честь и достояние наши, по насколько дней остаются без хлеба? Зачем маскарады и костюмы, зачем роскошь и безразсудная расточительность, когда соотечественники и единоплеменники наши (поляки), отдав на алтарь отечества нашего всё достояние своё, остались без покрова и, спасая жизнь свою и детей своих, голодные, раззоренные, босые и полунагие, — бегут, ища себе покрова здесь у нас, — счастливцев, которые не видим и не слышим всех ужасов войны. — Зачем гром, зачем веселие, — когда повсюду плачь, скорбь и слёзы!! — Оставим на нынешний год всякия наши святочныя развлечения и удовольствия; а то, что мы раньше расходовали на это, отдадим нашим воинам. — Раньше вы устраивали елку, украшали её разными блестящими украшениями и огнями, вешали на неё игрушки, — но ныне оставьте все это: вместо елки украсьте, покройте солдатика теплым бельём, шарфом, варежками и сапогами. Раньше вы устраивали гостям своим богатый, шумный ужин, — оставьте: не созывайте сытых гостей, — лучше накормите голодных, — дайте на воинов, найдите их детей, пошлите к празднику голодным, разоренным беженцам. У тебя раньше было пение и ликование. — И это не нужно! Не время! Как ты можешь веселиться, когда сосед твой неутешно плачет, потерявши на войне отца, брата, сына. Оставь веселие…, иди, утешь соседа твоего и раздели скорбь его. — Оставим веселия и удовольствия свои, разделим скорбь и слезы ближних наших, облегчим участь воинов наших. — Несите… несите кто что может. Всё принимаем… за все спасибо и доброе здоровье!! Не будем забывать, что наши воины защищают нашу страну, наши святыни, нашу честь, наше достояние от поругания, от той зверской жестокости, которою наши враги запятнали себя в завоеванных ими землях. — Будем же благодарны и признательны нашим героям — защитникам. Они жертвуют для нас своею кровию, своим здоровьем, своею жизнию, — пожертвуем же и мы для них хотя малым чем от имения своего!! Ведь, снабжая наших воинов какими-нибудь валенками, полушубком, теплым бельём, мы сохраняем их здоровье и жизнь!

Несите же! Жертвуйте! — жертвуйте, не стесняясь ни качеством, ни стоимостью жертвуемаго. — Когда нужда, — и нужда острая, — все нужно, все полезно, за все доброе здоровье и спасение от Господа! Аминь.

Священник Николай Зверев.

Протоиерей Николай Евменьевич Зверев

Источник: Рязанские епархиальные ведомости, 1 января 1915 — 31 декабря 1915, № 4, стр. 153-156.