Запись из дневника Михаила Бардыгина
Ко дню памяти святителя Никифора, патриарха Константинопольского публикуем отрывок из дневника Михаила Бардыгина, от 3 января 1886 года, повествующий о вере, делах и нраве его отца — Никифора Михайловича Бардыгина.

Образ был подарен Михаилу Емельяновичу Казьмину от Правления Товарищества Никифора Михайловича Бардыгина Наследник.
Сегодня освящали собор Белый. В нем поновляли в «настоящей» живопись от купола до пола, и частию перезолачивали, а частию чистили иконостас; нового сделали – позолотили сполна иконостасы на столбах (они прежде были красно-коричневые) и решетку поставили по иконостасу. Работа шла под руководством Папаши как старосты. (После обедни священники у нас закусывали, и тут я узнал, что Белый собор заложен в 1825 году, а освящен в 1839, когда в нашем городе было всего восемь или десять кварталов: были поля и болота, там где сейчас Комаровы, Лежневы, Каширины, Макарьевы, сад). Мне приходилось часто слышать от добрых стариков «Помрет Никифор Михайлович — помрет наш город! Он его украсил, с ним он и погаснет. Не было Бардыгина!» — Да, поглядишь на все дела Папаши и видишь, что там лишь и делается дело, где человек жертвует всем собою. И награда есть! Она в этих неслышных молитвах, серьезных, не умеющих кричать людей, которые видят лишь дело! Их молитвы, благословения, из рода в род пойдущие воспоминания — есть ли награда, памятник ценнее этого? А ругатели, ненавистники, зложелатели когда не были? — Есть ведь дураки, от которых отличают умных; есть злые, от которых отличают добрых. И я, как вздумаю, сколько предо мною лежит дела, если я пойду по дороге честного, трудящегося человека! — Свое дело как источник собственного благосостояния — первое. При нем — забота о благосостоянии тысячи (о, если бы тысяч!) рабочего люд — второе. Передовое положение (подобно тому, как noblesse oblige) — заставляет заботиться об обществе, как о нем должен заботиться голова, председатель управы, попечитель училища, староста церковный и проч. — третье. Наконец — не должен ли я как фабрикант способствовать определению, положению и устроению нашего промышленного класса, дабы он, имея нужное единение, сообща шел вперед и имел вес, насколько того требуют его интересы, пред Престолом — четвертое. — Вот эти четыре дела составят заботы, злобу моей жизни, если я не захочу быть достойным презрения. — Папаша раз полный задумчивости сказал: «Человек может достичь всего, к чему он энергично стремится с упованием на Божию милость». — Другими словами — энергия, борьба приведет человека ко всему, чего только он желает хорошего, полезного, к чему идет честным, прямым путем, не колеблясь и не сомневаясь. — Когда я был маленьким, то где-то читал сказку, в которой кошка учила мальчика лазить по крыше и карабкаться по стенам. «Не думай, — говорила она, — что ты можешь упасть, и ты не упадешь». — Эта мысль засела мне в голову. Хорошо я ее помню и мне кажется, что и в жизни: надейся, веруй, не падай духом, иди вперед — и достигнешь желанной цели. — Еще (по тому же) меня поразила мысль, высказываемая Годуновым у Толстого: «Вам ясен долг — Господь карает ложь — от зла лишь зло родится — все едино: себе ли мы иль служить хотим, иль цареву — оно ни нам, ни царству впрок нейдет!» — Великие эти две истины! Я должен всегда помнить их, всегда иметь пред собою.
Источник: