О духовной связи Лавры преподобного Сергия с Никифором Михайловичем Бардыгиным - Свято-Троицкий Мариинский женский монастырь г. Егорьевск

О духовной связи Лавры преподобного Сергия с Никифором Михайловичем Бардыгиным

Никифор Михайлович Бардыгин, устроитель Свято-Троицкого Мариинского женского монастыря города Егорьевска, всегда с большим трепетом посещал храмы святой Лавры и с особой любовью и благоговением почитал преподобного. 

С тем же почтением и уважением братия Свято-Троицкой Сергиевой Лавры относилась к Никифору Михайловичу. На Егорьевской земле сохранилось несколько духовных памятников, подаренных подвижнику благочестия XIX столетия Никифору Михайловичу Бардыгину. 

Икона преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца. Написана в мастерских Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Дерево, левкас, золота. Конец XIX века.

Первая святыня, промыслом Божьим сохранившаяся до наших дней — это почитаемый образ преподобного Сергия Радонежского. Икона, написанная в мастерских Свято-Троицкой Сергиевой Лавры1, является подобием надгробного образа преподобного2, однако исполнена она в меньшем размере и в современной для XIX века технике. В Егорьевск икона была привезена поездом3 экономом Лавры иеромонахом Досифеем4.

Встреча на Егорьевском железнодорожном вокзале иконы преподобного Сергия. 1899 год. Из собрания Егорьевского историко-художественного музея. 

На вокзале состоялась высокоторжественная встреча дорогого богомольцам образа. Священнослужители, монашествующие, хоругвиносцы, певчие хоров и большое количество верующих — все собрались у здания железнодорожного вокзала для молитвенного поклонения принесённой святыни и препровождения её крестным ходом в стены Свято-Троицкого храма.

До наших дней сохранилось приветствие Наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Павла (Глебова), зачитанное иеромонахом Досифеем 25 августа (7 сентября) 1899 года в стенах женской общины:
«Досточтимый Никифор Михайлович! Свято-Троицкая Сергиева Лавра, сочувствуя благому и богоугодному делу вашему по устроению вновь открываемой Троицкой женской общины и желая приветствовать в лице одного из своих представителей на торжестве этой общины, поручает своему соборному иеромонаху и эконому отцу Досифею доставить от древней Троицкой обители, вновь возникающей вашим усердием и на ваше иждивение, обители дев и вдовиц, посвятивших себя Богу, в благословение и в знак молитвенного общения, икону Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, освященную на его святых мощах. Сей основатель и покровитель Троицкой Лавры и многих других древних и новых обителей, родоначальник и отец всего северо-восточного российского монашества, дa будет покровителем и заступником и этой новой обители, присутствуя в ней всегда святою своею иконою и посещая и своими благодатными заступлениями о ней и о её насельницах пред Всевышним Престолом Пресвятой и Живоначальной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа.
Вам же, боголюбивейший благодетель и создатель сей новой обители, да исходатайствует Преподобный Сергий светлую обитель райскую в селениях небесных для вечного духовного наслаждения зрением лица Божия вместе с представльшейся уже туда супругою вашею, боголюбивейшей Марией Владимировной, в память и во исполнение желания и завета которой подвиглись вы на это доброе святое дело»5.

Архимандрит Павел (Глебов) — наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Неизвестный фотограф. 1890 год. Инвентарный номер: 21_7054. Из собрания Государственного исторического музея.

Но не только образом преподобного Сергия, игумена Радонежского, был украшен храм. В знак благодарности и молитвенного почтения в церковных мастерских по заказу Лавры были изготовлены две хоругви, подаренные Свято-Троицкому Мариинскому женскому монастырю6.

«Опись строения и имущества предназначенного для отправления религиозных обрядов в Св-Троицкой Кладбищ монастырской церкви города Егорьевска расположенного в районе -”- волости, Егорьевского уезда».

К сожалению, до наших дней хоругви не сохранились. Вместе с драгоценными святынями и иконами они были уничтожены7 в момент закрытия Свято-Троицкого храма в 1929 году8.

Но чудом сохранился писаный образ преподобного Сергия, перенесенный монахинями в Алексеевский храм на Нечаевской улице, в котором находился до 2014 года. Стараниями игумена Никодима (Лунёва), благочинного Егорьевского церковного округа, в год празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия образ был возвращён в Свято-Троицкий Мариинский женский монастырь.

Сохранилась до наших дней резная икона святителя Никифора, исповедника, патриарха Константинопольского, выполненная в мастерских Лавры и подаренная от общества хоругвиносцев Свято-Троице Сергиевой Лавры Никифору Михайловичу Бардыгину9, состоящему в обществе хоругвиносцев Успенского собора города Егорьевска10.

Икона «Святитель Никифор».

Образ, перед которым когда-то молился Никифор Михайлович и который в последствии перешел к сыну Михаилу, в годы советского лихолетья был изъят из семьи Бардыгиных и на протяжении десятилетней хранился в фондах Егорьевского историко-художественного музея. Ныне же, дорогой подарок, присланный подвижнику благочестия, представлен в отделе истории Егорьевского музея. 

Все эти небольшие свидетельства, дошедшие до наших дней, показывают, насколько велико было почитание преподобного Сергия Радонежского Никифором Михайловичем и с какой силой и любовью горела его святая и истинно верующая душа вниманием и помощью каждому храму и монастырю Святой Руси.


Библиографический список:

  1. Свидетельство об этом факте имеется на обороте иконы: «Иконописная Св. Троицы-Сергиевой Лавры.
  2. Подробнее о надгробной иконе преподобного Сергия Радонежского: Армеева Людмила Алексеевна К ВОПРОСУ О СПИСКАХ ИКОНЫ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В ОКЛАДЕ ИЗ СОБРАНИЯ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУЗЕЯЗАПОВЕДНИКА, ВЫПОЛНЕННЫХ В МАСТЕРСКОЙ И. М. МАЛЫШЕВА // Вестник ПСТГУ. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. №39. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-spiskah-ikony-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo-v-oklade-iz-sobraniya-sergievo-posadskogo-muzeyazapovednika (дата обращения: 19.07.2025).
  3. Вывод о данном факте делается на основе подписи к фотографии, хранящейся в фонде Егорьевского историко-художественного музея.
  4. Егорьевские храмы и монастыри / игумен Никодим (Лунёв). — Москва: Старая Басманная, 2015. — с. 79 — 475 с.
  5. Егорьевские храмы и монастыри / игумен Никодим (Лунёв). — Москва: Старая Басманная, 2015. — с. 79-80 — 475 с.
  6. Центральный государственный архив Московской области. Фонд № 66, Опись № 18, Дело № 67: «Договор с группами верующих о передаче им церковного имущества в Егорьевском уезде с описями имущества», 19 лист (оборот).
  7. Свидетельства об этом факте получены от внучки одной из прихожанок Свято-Троицкого Мариинского женского монастыря. Её бабушка застала закрытие и разграбление Свято-Троицкого храма в 1929 году.
  8. Егорьевские храмы и монастыри / игумен Никодим (Лунёв). — Москва: Старая Басманная, 2015. — с. 131 — 475 с.
  9. Дар Н.М. Бардыгину от Общества Хоругвиносцев Свято-Троице Сергиевой Лавры. Свидетельство об этом факте хранится в собрании Егорьевского историко-художественного музея. Дерево, резьба. XIX век. Инвентарный номер: Д 525.
  10. До 1911 года совместного общества хоругвиносцев города Егорьевска не существовало.

Архивные источники:

  1. Договор с группами верующих о передаче им церковного имущества в Егорьевском уезде с описями имущества