Наши святые покровители - Свято-Троицкий Мариинский женский монастырь г. Егорьевск

Наши святые покровители

Среди Егорьевских новомучеников, пострадавших в годы безбожных гонений и прославленных Русской Православной Церковью в лике святых есть и двое послушниц нашего монастыря. Это преподобномученицы Антонина (Новикова) и Надежда (Круглова).

Эта история не из тех, что принято рассказывать, ибо монашеский мир особый, он скрыт от человеческих глаз и таит в себе много тайн. Монашество – путь спасения. В этом мире он является островом чистоты и нравственности, труда и молитвы, безмолвия и самое главное — смирения. Совершая дело спасения, не принято говорить о том, что ты делаешь: постишься ли, молишься, главное – во всем прославлять Господа Бога. Живя в монастыре, не принято делиться своими скорбями, горем или притеснением, ибо во время монашеского пострига даются обеты, в которых постригаемый добровольно принимает на себя всякое лишение мирских благ, посвящая себя полностью спасению и вверяя всю свою жизнь только Господу.

Говорят, монашество – бескровное мученичество. История же эта про мученичество во всех его проявлениях.

Свято-Троицкий Мариинский монастырь был построен в Егорьевске в 1900 году Никифором Михайловичем Бардыгиным, городским Главой, купцом первой гильдии и очень набожным человеком.

Первой настоятельницей монастыря стала его родная сестра игумения Олимпиада, которая с детства подвизалась в древнем Коломенском Брусенском монастыре. Матушка Олимпиада управляла монастырем семь лет до самой своей смерти. За это время она смогла передать сестрам опыт, накопленный за свою монашескую жизнь. Сестры очень любили ее и сильно скорбели о ее кончине. После ее смерти настоятельницей была назначена игумения Вячеслава, ее преемница.

Троицкий монастырь славился на всю Рязанскую губернию. В начале 20-го века в монастыре проживало около ста человек монахинь, инокинь и послушниц. Кроме того, в монастыре находился приют для девочек, оставшихся без родителей, и богадельня для престарелых. Хор монахинь был известен во всей епархии. Рязанские архиереи, посещая егорьевские храмы, просили непременно петь за богослужением монашеский хор. Троицкий храм всегда восхищал современников своим богатым убранством и красотой. Монастырский устав заслуживал особого внимания. В обители сложились и свои традиции. Например, невесты перед свадьбой заказывали подвенечное убранство только в монастыре, так как рукоделие сестер славилось во всей округе и считалось, что заказанное в монастыре украшение принесет счастье. Из года в год монастырь набирал силу.

Так было до 1917 года.

После революции начались гонения на Церковь. Сестры монастыря находились в смятении от происходящих событий. Сначала городские власти закрыли детский приют, а затем и богадельню. Бедные старушки были буквально выброшены на улицу, не имея своего крова и пропитания. Приютских девочек брали к себе на проживание добрые прихожане.

В 1918 году по указу Совнаркома «об изъятии церковных ценностей» в монастырь явилась комиссия. После многочасового обыска не нашли ничего ценного. Но бесследно исчезли дорогие венки с могилы Бардыгина и многое другое. Монахинь обвинили в хищении ценностей и завели уголовное дело, затянувшееся на многие месяцы. В то время в Егорьевске жил адвокат Александр Николин. Он происходил из династии адвокатов. Его отец состоял на службе у Никифора Бардыгина. Александр Александрович был человеком верующим и честным. В судебном процессе против монахинь он сумел доказать их невиновность.

Но все доказательства невиновности ничего не принесли. Было вынесено решение монастырь закрыть. Так, просуществовав всего 18 лет, святая обитель была закрыта. Гонимые монахини вынуждены были селиться у своих родственников и знакомых в квартирах и домах.

Горожанам удалось отстоять закрытие Троицкой церкви, так как за монастырем находилось городское кладбище, и верующие просили оставить церковь как кладбищенскую. Троицкая церковь осталась для сестер островком монашеского счастья. Здесь, в стенах родного храма, они ежедневно совершали монашеское правило. За радость считали они оставаться на дежурство в храме: это была возможность, чтобы как можно дольше продлить время радости в родной обители. В то время участились грабежи в храмах. Разбойники, чувствуя слабость голоса церковных служителей и свою безнаказанность, стали делать набеги на храмы.

Принимая монашеский постриг, человек от входных дверей храма ползет до алтаря, накрываемый мантиями монашествующих. Какой великий смысл кроется в этом действии! Наставники говорят, что оно кроет в себе тайну смысла монашества — всю жизнь претерпевать уничижение и, тем самым, сораспинаться Христу.

Ободряемые своей игуменией, матушкой Вячеславой, сестры продолжали монашеский путь в течение 11 лет. В 1929 году вышло постановление о закрытии Троицкого храма. Новое испытание выпало на долю монахинь. Выгнанные из монастыря, а теперь и лишенные храма, сестры оказались в рассеянии и скитании. Некоторые остались в городских, не закрывшихся еще храмах, а некоторые, не имея жилья, разъехались по сельским храмам, поселившись в церковных сторожках.

Удел монашествующих — смирение, но верность Богу и Церкви хранить до конца, где бы ты ни был, и куда бы ты ни пошел. Принимая монашеский постриг, человек дает обет пребывать в монастыре или в другом месте, где будет дано послушание. Главное- хранить данные Богу обеты.

Рассеянные по разным храмам, монахини приступили к своим послушаниям: кто пел на клиросе, кто выпекал просфоры, кто дежурил. В городском Успенском соборе осталась большая часть сестер Мариинского монастыря.

19 мая 1931 года сестры молились в соборе. В этот день совершалась память праведного Иова Многострадального. На литургии дьякон читал Евангелие от Иоанна: «Сие заповедаю вам, да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин 15, 17-19). Эти пророческие слова Спасителя стали ободряющими для сестер в предстоящей для них судьбе. В этот день тридцать монахинь и послушниц вместе с игуменией Вячеславой были арестованы и заключены в егорьевскую тюрьму. Среди арестованных были две послушницы закрытого Свято- Троицкого Мариинского монастыря Антонина и Надежда.

Антонина Новикова родилась в 1880 году, в селе Горки Зарайского уезда Рязанской губернии в семье владельца кирпичного завода Андрея Новикова. У Антонины было четыре брата и три сестры. Когда Антонине исполнилось 8 лет, она переехала к своей родной тетке — монахине в Рязанский монастырь. За годы, прожитые в монастыре, Антонина выучилась грамоте, письму и рукоделию. Здесь, в святой обители, Антонина решила посвятить всю свою жизнь Богу. Читая ли книги, вышивая ли на пяльцах, все свои мысли она устремляла к Всевышнему. Окончательно избрав монашеский путь спасения, Антонина переехала в Егорьевский Троицкий монастырь. Основным послушанием для Антонины в монастыре было выпечка просфор, а в свободное время она занималась шитьем. Когда монастырь был закрыт, Антонина осталась при Троицком храме сторожем. Будучи в монастыре, она сильно сдружилась с послушницей Надеждой, которая была близка ей по духу. Надежда родилась в 1887 году в семье Егора Круглова, крестьянина деревни Денисиха Егорьевского уезда. В монастырь Надежда пришла, когда ей исполнилось 20 лет. Когда закрыли Троицкий храм, обеим послушницам негде стало жить, и они с благословения матушки- игуменьи ушли в Знаменский храм близлежащей деревни Алешино. В Знаменской церкви Надежда пела на клиросе, а Антонина убирала храм и была церковным сторожем. Обе они проживали в церковной сторожке. Сестры часто ободряли себя словами Спасителя: «Где двое или трое соберутся во имя Мое там и Я посреди них». Двое — это уже монастырь.

Заключенные в тюрьму инокини подверглись допросу. На следующий день после ареста 20 мая была допрошена послушница Антонина. «С 8 лет,- показала она о себе,- была у тетки в монастыре в городе Рязани, училась грамоте один год, тетка была в монастыре монахиней. Я часто ездила к ней в гости, была отдана вере всей душой». На следующий день была допрошена послушница Надежда.«С 9 лет я пошла в школу,- рассказала Надежда о себе,- проучилась три года, после чего пошла помогать родителям по хозяйству. С 20 лет ушла в монастырь, родители этому не препятствовали, там я и жила».

26 мая 1931 года, допросив всех монахинь, следователь составил обвинительное заключение, так изложив вину сестер:

«Монашки, после закрытия в 1918 году Троицкого монастыря, остались в нем на постоянное жительство, монашествовали и монашеские правила соблюдали до последнего времени. Некоторые монашки купили собственные дома, которые и являлись местом постоянных сборищ для выполнения монастырских правил — молитв. В церковной сторожке при соборе (Успенском) из монашек до последнего времени существовал церковный хор.

В 1930 году общим собранием граждан деревень Саввино и Поминово было постановлено закрыть старое кладбище. Имеющееся помещение церкви использовать под клуб и открыть новое кладбище. Тогда монашки среди местных крестьян повели агитационную работу против закрытия кладбища. В результате, общим собранием крестьян было отменено постановление о закрытии старого кладбища.

В последнее время среди крестьян поднялась религиозность, увеличилось число верующих. Допрошенные монашки вину свою в антисоветской агитации не признали. Признались лишь в том, что они по выходе из монастыря до настоящего времени продолжали монашествовать».

Через три дня, 29 мая, тройка ОГПУ СССР по Московской области по статье 58-10 УК РСФСР (антисоветская агитация) приговорила тридцать монахинь и послушниц вместе с игуменьей к 5 годам исправительно — трудового лагеря, но по некоторым обстоятельствам приговор заменили пятилетней ссылкой в Казахстан.

При пострижении первой одеждой монаха становится власяница, являющаяся хитоном вольной нищеты и терпения  бед и притеснений.

Долгие годы тяжелой работы и непосильного труда. Изнуряющая жара летом и сильные заморозки зимой. Некоторые из сестер умирали от холода и голода. Что можем мы знать о скорбях наших монахинь? Кто теперь поведает нам о перенесенном горе и страданиях? Мир монашества закрыт от человеческого взора.

По прошествии трех лет, в 1934 году, оставшиеся в живых монахини вернулись в родной Егорьевск. Вернулись из ссылки послушницы Антонина и Надежда. Все сестры в скором времени восстановили связь с матушкой- игуменьей. Успенский собор к тому времени был закрыт, и сестры стали собираться в храме святителя Алексия митрополита Московского на Нечаевской улице.

После ссылки послушница Надежда полгода не могла найти работу, но затем все-таки устроилась. Сначала на фабрику, затем уборщицей в школу. Послушница Антонина вернулась из ссылки нетрудоспособной и еле живой. Памятуя слова апостола «Друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов», Надежда взяла к себе свою духовную сестру послушницу Антонину на содержание. Обе послушницы поселились у знакомых на улице Футбольной, расположенной недалеко от Алексиевской церкви.

Снова небольшой луч солнца проскользнул в отягощенную скорбями жизнь сестер. Теперь они, как и прежде, собирались в храме и вместе совершали монашеское правило.

Несмотря на подорванное здоровье, сестры радовались, что они снова вместе со своей матерью.

Монашествующие носят на себе мантию, чтобы всегда в своем уме держать память о смерти. Если обычного человека страшит смерть, то для монашествующих это радость. Свою земную жизнь они посвятили Небесному Жениху — Христу. В течение своего земного жизненного пути они служат Ему, читают Его Писание, ежеминутно разговаривают с Ним в молитве и вот, наконец, приходит время встречи с Ним. Что может быть радостней?

Даже после ссылки монахинь часто вызывали на допросы и вели за ними пристальное наблюдение. Однажды, после допроса в НКВД игумения Вячеслава не вернулась домой. Ее сестра, обеспокоенная долгим отсутствием, собрав несколько монахинь, отправилась на поиски. Матушку Вячеславу они нашли недалеко от речки Гуслянки в котловане, выкопанном для стройки и заполненном водой. Несмотря на то, что на месте ее гибели виднелись мужские следы, расследовать причины ее смерти не стали. Так сестры лишились своей матери.

При постриге — новопостриженная вручается настоятельнице для духовного руководства в жизни. Матушка дает послушание, она наказывает за непослушание, она направляет на путь и ведет по монашескому пути ко спасению. В тяжелую минуту утешит, в трудный час подскажет. Вся монашеская жизнь — только с ней. Потеря матушки большая утрата. Но главное — не потерять веру, все, ради чего ты живешь.

2 марта 1938 года послушницы Антонина и Надежда были арестованы и заключены в егорьевскую тюрьму, а затем переведены в Таганскую тюрьму в Москве. Следователь добивался от них лжесвидетельств, требовал оговорить друг друга, а также священника, недавно вернувшегося из ссылки и поселившегося по соседству с ними, и других людей. На все требования послушницы отвечали отказом. Не добившись ложных показаний, 11 марта этого же года их приговорили к расстрелу за «антисоветскую пропаганду и высказывание пораженческих настроений».

20 марта 1938 года послушницы Егорьевского Свято — Троицкого Мариинского монастыря были расстреляны на полигоне Бутово под Москвой и погребены в общей безвестной могиле. Вся вина их заключалась в том, что были они тверды в вере, чисты душой и не смогли лжесвидетельствовать, оговаривая друг друга и священников.

История эта заканчивается торжеством. Каким? Ведь погубив бездумно этих святых дев, злодеи не ведали, что род человеческий обретает небесных молитвенниц у Престола Всевышнего. Последними словами преподобномучениц, сказанными на земле, были слова: «Прости им Господи, ибо не ведают, что творят».

Мир монашества полон тайн и главная из них — любовь и всепрощенье.

составлено игуменом Никодимом (Лунёвым).